Информационный материал
для проведения СКМ «Внимание – дети!» и профилактической акции «Дети – пассажиры!» с 25 мая по 05 июня 2020 года, проведения 29 мая 2020 года Единого Дня безопасности дорожного движения под девизом «Внимание – дети!», а также 01 июня 2020 года профилактической акции «Безопасные каникулы!»
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день остается актуальной. В текущем году наблюдается существенный рост аварий с участием несовершеннолетних.
Статистика дорожных происшествий с участием несовершеннолетних демонстрирует постоянный рост. Так с начала 2020 года произошло 26 ДТП, в результате которых 4 несовершеннолетних погибли (все погибшие были пассажирами) и 25 травмированы. С участием несовершеннолетних пешеходов зарегистрировано 14 ДТП, в результате которых 14 детей получили травмы различной степени тяжести, в 3 из которых виновны дети.
Возникает закономерный вопрос: почему это происходит и что необходимо делать в данной ситуации?
В обществе не сформировалась позиция родительской ответственности и родительского контроля за поведение своих детей на дороге. В большинстве родители данную задачу возлагают на плечи школы и сотрудников ГАИ. Однако, отец и мать сегодня должны усвоить: именно они несут ответственность за поведение своих детей на дороге, а также за свое собственное поведение, которое зачастую противоречит всему тому, что учит школа и инспектор ГАИ, приходя в класс.
Часто в городах причиной наезда на несовершеннолетних пешеходов становится недисциплинированность водителей и непропуск детей, идущих по пешеходным переходам.
28.01.2020 около 18.50 по ул. Ивенецкой г. Столбцы, водитель 1956 г.р., двигаясь на автомобиле «Сеат», совершил наезд на пешехода, 2003 г.р., учащуюся ГУО СШ №3 г. Столбцы, которая переходила проезжую часть улицы по обозначенному нерегулируемому пешеходному переходу. В результате наезда учащаяся с многочисленными травмами была госпитализирована в УЗ «Столбцовская ЦРБ».
По информации психологов, дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге.
Дети часто смотрят лишь в одном направлении. У ребенка дошкольного возраста сужено поле зрения. Поэтому он не может даже примерно определить расстояние до приближающегося автомобиля, а также его скорость. Дети еще не способны предугадать все возможные варианты поведения водителя.
Более того, в экстремальной ситуации, когда ребенок поставлен перед выбором, как поступить, он легко теряется, впадает в панику.
Даже если ребенок смотрит на автомобиль, это вовсе не значит, что он его видит. Увлеченный собственными мыслями, переживаниями, под воздействием нахлынувших эмоций часто он просто не замечает транспортное средство.
Кроме того, дети младшего возраста переносят в реальный мир свои представления из микромира игрушек. Например, убеждение в том, что реальные транспортные средства могут в действительности останавливаться на месте также мгновенно, как и игрушечные.
В переходном возрасте возникают другие трудности: подростку свойственно пренебрежение опасностью. Он уверен, что с ним не произойдет то, что случается с другими. Срабатывает так называемое «коллективное чувство»: вести себя так же, как и другие.
Детей надо учить не столько Правилам дорожного движения, сколько анализу возникновения опасностей на дороге. Знание Правил обеспечивает человеку лишь около 10% необходимой безопасности. Остальное достигается при помощи умения предвидеть опасность на дороге и действовать по обстановке.
Для безопасности дорожного движения большое значение имеет одежда ребенка, а также иные аксессуары, широко распространенные в среде детей и подростков (наушники). Кто из родителей всерьез задумывался над тем, что капюшон, шапка, шарфы сковывают и ограничивают движение, ухудшают слух, затрудняют поворот головы. Об этом надо знать и помнить, а также контролировать, когда ребенок выходит за пределы квартиры или привычного двора.
Родитель может и должен вырабатывать у ребенка инстинкт самосохранения. Покажите ему нарушителей пешеходов в условиях реальной дороги. Проанализируйте ситуацию вместе. Такое действие произведет больший эффект, чем заучивание правил наизусть. Но не допускайте запугиваний опасностями, которые могут предостерегать вашего школьника. Это неэффективно!
Самое главное, не нарушайте Правил дорожного движения сами. И это, как показывает практика, самое сложное. С точки зрения ребенка родители - образец поведения, а все, что делают мама и папа –правильно и единственно верно. И сколько бы в школе учитель не рассказывал о трагедиях при неправильном переходе улицы, если с папой и мамой такой переход является нормой, у ребенка вырабатывается твердое убеждение: со мной ничего плохого не случится.
Нарушая правила, вы, уважаемые родители, закладываете основу будущей трагедии.
В процессе обучения детей правилам дорожного движения необходимо сформировать у них три основных навыка поведения, которые помогут ребенку ориентироваться в дорожных ситуациях.
Навык сосредоточения внимания – это граница, перед которой необходимо останавливаться, выдерживать паузу, для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону, а также для адекватной оценки обстановки не только глазами, но и мыслями.
Навык наблюдения – ребенок должен видеть предметы, окружающие его, как подвижные (автомобили, движущиеся по дороге) так и неподвижные (автомобили, стоящие у обочины, кусты и т.д.), закрывающие обзор проезжей части и воспринимать их как потенциальную опасность.
Навык самоконтроля– ребенок должен усвоить, что выходя на проезжую часть, спешку и волнение необходимо оставить на тротуаре, соблюдать спокойствие и не отвлекаться на посторонние вещи.
Все члены ваших семей должны быть четко проинструктированы о правилах поведения. Даже один автомобиль на дороге может проехать по вашей жизни.
Более печально обстоят дела с категорией несовершеннолетних пассажиров. За указанный период произошло 11 ДТП, в которых 4 несовершеннолетних погибли (!) и 10 детей получили травмы различной степени тяжести. В 8 происшествиях несовершеннолетние перевозились с нарушением правил перевозки.
Виновниками ДТП во всех случаях были водители. Частая причина гибели несовершеннолетних или их травмирования является несоблюдение Правил дорожного движения в части перевозки несовершеннолетних пассажиров, но усугубляет и тот факт, что водители не только не обеспечивают безопасную перевозку своих пассажиров, но и допускают ряд других, причем грубых правонарушений. И следующие примеры тому подтверждение:
Так, 17.05.2020 около 9 часов вечера вблизи д. Приямино Борисовского района, неустановленный водитель, управляя автомобилем «Рено 19», двигаясь в направлении границы РФ, не справился с управлением транспортного средства, выехал на полосу встречного движения и совершил касательное столкновение с двигавшейся во встречном направлении автомашиной «Джили Атлас» под управлением водителя 1975 г.р., после чего совершил лобовое столкновение с двигавшимся во встречном направлении автопоездом в составе тягача ДАФ с полуприцепом Шмитц под управлением водителя 1981 г.р. В результате ДТП водитель и пять пассажиров, из которых трое несовершеннолетних автомобиля «Рено 19» (две несовершеннолетние 2004 г.р., и одна – 2005 г.р.), от полученных телесных повреждений скончались на месте происшествия. Предварительно, можно сказать, что причиной этой страшной автоаварии скорей всего явилось нетрезвое состояние участников ДТП, а отсюда - превышение максимально допустимой скорости движения, нарушение правил перевозки пассажиров, а также отсутствие контроля за несовершеннолетними со стороны взрослых!
Водителям напоминаем!
Согласно п.178 ПДД «Перевозка детей в легковом автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием:
детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, – в возрасте до пяти лет;
детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, иных средств (бустеров, специальных подушек для сидения, дополнительных сидений), позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, – в возрасте от пяти до двенадцати лет.
Допускается перевозить детей в возрасте до двенадцати лет без использования указанных в части первой настоящего пункта устройств в случае, если рост ребенка превышает 150 сантиметров, а также в автомобиле-такси.
Запрещается перевозка детей на переднем сиденье легкового автомобиля с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, спинка которых развернута к лобовому стеклу транспортного средства, если переднее сиденье имеет подушку безопасности, за исключением случая, когда механизм фронтальной подушки безопасности отключен».
Следует отметить, что законодательством предусмотрена обязанность использования не только так называемых «детских кресел», но и других устройств, позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью штатных ремней безопасности.
В Н И М А Н И Е!
В преддверии летних каникул Госавтоинспекция Республики Беларусь с 25 мая по 5 июня 2020 года проводит специальное комплексное мероприятие: «Внимание - дети!».
Уважаемые родители!
Каникулы - это время, когда наибольшее число детей имеет наименьший контроль. После длительного периода систематического посещения школы наступает период свободного времени. Совершенно естественно, что значительная часть этого времени проводится детьми на улице. Родители не всегда могут осуществлять за детьми постоянный контроль, поэтому беседы родителей должны настраивать детей на постоянный контроль своего поведения вне дома. В т.ч. если Вы отправляете своих детей на отдых в деревню, к бабушкам и дедушкам, которые не всегда могут уследить за Вашим ребенком, в связи с чем он будет предоставлен сам себе длительный период времени.
Уважаемые родители! Объясните детям доступным языком, что при наезде автомобилем ребенок получает двойной удар: сначала — автомобилем, а затем — о проезжую часть. Падая, дети ударяют чаще всего голову и в результате получают сотрясение головного мозга, закрытую черепно-мозговую травму, ушибы, переломы, различные повреждения внутренних органов. Сила удара человека об автомобиль равна силе удара человека при падении с 5-этажного дома. Последствия автотравм чаще всего оставляют на всю жизнь физические увечья и морально-психологические потрясения. В среднем каждый ребенок с автотравмой проводит на больничной койке около двух месяцев, а срок реабилитации составляет 8-10 лет.
Разберите с детьми ситуации, когда несовершеннолетние чаще всего попадают под колеса транспорта.
Многие из вас своим детям в каникулы приобретут велосипеды. Напомните своему ребенку, что велосипедист, как и любой другой водитель транспортного средства, является участником дорожного движения. Велосипедист должен хорошо знать правила движения. Выезжать на велосипеде на дорогу разрешено с 14 лет и только при твердом знании ПДД и хороших навыках вождения велосипеда. Движение по проезжей части на велосипедах разрешается только в один ряд на расстоянии не более 1 метра от ее правого края. Очень опасно объезжать на велосипеде стоящие около обочин грузовики или автобусы. Ваш ребенок должен запомнить, что велосипед – это не просто дорогая игрушка, велосипед – транспортное средство, и как любое транспортное средство, он, к сожалению, является источником повышенной опасности.
Обсудите вместе с дочерью или сыном, что кататься на роликах, самокатах, скейтах разрешается только на закрытых площадках, на стадионах, в парках. Акцентируйте внимание на том, чтобы при этом не создавались помехи пешеходам. Заставьте своего ребенка использовать специальное защитное снаряжение: шлем, наколенники, налокотники. Категорически запретите выезжать своему чаду на проезжую часть на всех вышеназванных средствах.
После беседы ребенок должен уяснить, что в каждом случае действует одно правило: прежде, чем выходить на проезжую часть, необходимо убедиться в собственной безопасности. Помните, что ответственность за безопасность дорожного движения несет каждый, кто выходит или выезжает на дорогу.
Здоровье и безопасность детей – территория ответственности и контроля родителей!
В случае выявления сотрудниками милиции фактов нарушения ПДД несовершеннолетними, в отношении родителей могут быть составлены административные протоколы по ст.9.4 КоАП Республики Беларусь.
Уважаемые водители! Будьте особенно осторожны проезжая вблизи детских садов, лагерей, школ, стадионов, скверов и парков. Помните, что детям свойственна невнимательность. В наших силах сделать предстоящие школьные каникулы не только радостными, но еще и безопасными.
Согласно п.166.9 ПДД в период проведения специального комплексного мероприятия необходимо включить ближний свет фар во время движения в светлое время суток! В обязательном порядке перевозите детей только пристегнутыми ремнями безопасности, а для детей младшего возраста используйте специальные удерживающие устройства!
21.05.2020 ОГАИ Столбцовского РОВД