Родительский университет

План мероприятий

по реализации республиканского проекта «Родительский университет» в ГУО «Вишневецкая средняя школа»

на 2023/2024 учебный год

 

№ п/п

Название раздела, темы

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные исполнители

І ступень – «Мой ребёнок – младший школьник»

для родителей учащихся 5 – 9 классов

1

1 класс

1.1

Адаптация учащихся в 1-м классе

29.09.2023

Беседа

Ермакович И.Н., классный руководитель

1.2

Режим дня школьника

24.11.2023

Практикум

Ермакович И.Н., классный руководитель

1.3

Значение семейных традиций в формировании и развитии ребёнка

22.03.2024

Круглый стол

Ермакович И.Н., классный руководитель

1.4

Положительные эмоции в жизни ребёнка

24.05.2024

Семинар-практикум

Ермакович И.Н., классный руководитель

2

2 класс

2.1

Как родители могут помочь ребёнку учиться

20.10.2023

Беседа

Лысая С.И., классный руководитель

2.2

Главные правила здорового образа жизни

23.12.2023

Семинар-практикум

Лысая С.И., классный руководитель

2.3

Влияние семьи на эмоциональное состояние ребёнка

16.02.2024

Интерактивная лекция

Лысая С.И., кл. руководитель, Авлохова Г.Е., педагог социальный

2.4

Трудовое воспитание детей в семье

24.05.2024

Круглый стол

Лысая С.И., классный руководитель

3

3 класс

3.1

Значение школьной отметки в жизни ребёнка

23.09.2023

Семинар-практикум

Романович И.И., классный руководитель

3.2

Психологические и физиологические особенности третьеклассников

15.12.2023

Лекция

Романович И.И., классный руководитель

3.3

Здоровая семья – здоровый ребёнок

27.01.2024

Практикум

Романович И.И., классный руководитель

3.4

Эффективное общение в семье – залог успеха школьника

30.04.2024

Круглый стол

Романович И.И., классный руководитель

4

4 класс

4.1

Возрастные психологические особенности учащихся 4-х классов

23.09.2023

Лекция

Авлохова Г.Е. педагог социальный

4.2

Как научить своего ребёнка жить в мире людей

09.12.2023

Семинар-практикум

Авлохова Г.Е. педагог социальный

4.3

Ребёнок и компьютер

23.02.2024

Занятие с элементами тренинга

Авлохова Г.Е. классный руководитель

4.4

Книги в жизни школьника

10.05.2024

Круглый стол

Авлохова Г.Е. классный руководитель

ІІ ступень – «Мой ребёнок - подросток»

 для родителей учащихся 5 – 9 классов

5

5 класс

5.1

Адаптация ребёнка в новом коллективе

30.09.2023

Беседа

Шакель И.А., классный руководитель, Белик М.Н., заместитель директора по УВР

5.2

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника

15.12.2023

Круглый стол

Шакель И.А., классный руководитель

5.3

Ваш ребёнок вырос

24.02.2024

Беседа

Шакель И.А., классный руководитель, Авлохова Г.Е. педагог социальный

5.4

Меры наказания и поощрения в современной семье

18.05.2024

Дискуссия

Шакель И.А., классный руководитель

6

6 класс

6.1

Семья как персональная микросреда жизни и развития ребёнка. Нравственные и культурные ценности семьи

23.09.2023

Лекция

Гусейнова А.Э., классный руководитель, Белик М.Н., заместитель директора по УВР

6.2

Профилактика проблемного поведения подростков

23.12.2023

Семинар-практикум

Гусейнова А.Э., классный руководитель, Авлохова Г.Е. педагог социальный

6.3

Безопасность подростков  в сети Интернет

23.03.2024

Круглый стол

Гусейнова А.Э., классный руководитель

6.4

Организация летнего отдыха подростков

24.05.2024

Конференция

Гусейнова А.Э., классный руководитель, Белик М.Н., заместитель директора по УВР

7

7 класс

7.1

Здоровье школьника и его успехи в учёбе

21.09.2023

Лекция

Барановская М.С., классный руководитель

7.2

Профилактика правонарушений подростков

25.11.2023

Круглый стол

Барановская М.С., классный руководитель, Авлохова Г.Е. педагог социальный

7.3

Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

22.02.2024

Лекция

Барановская М.С., классный руководитель, Авлохова Г.Е. педагог социальный

7.4

Как повысить учебную мотивацию подростков

25.04.2024

Конференция

Барановская М.С., классный руководитель

8

8 класс

8.1

Жизненные цели подростков

21.10.2023

Беседа

Авлохова Г.Е. педагог социальный

8.2

Как сберечь подростка от насилия

23.12.2023

Семинар-практикум

Авлохова Г.Е. педагог социальный

8.3

Осторожно: суицид

15.03.2024

Практикум

Авлохова Г.Е. педагог социальный

8.4

Культура поведения в конфликтных ситуациях

17.05.2024

Интерактивная лекция

Авлохова Г.Е. педагог социальный

9

9 класс

9.1

Портрет современного подростка

14.10.2023

Лекция

Гришан Н.К., классный руководитель

9.2

Агрессия, её причины и последствия

15.12.2023

Беседа

Гришан Н.К., классный руководитель, Авлохова Г.Е. педагог социальный

9.3

Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять

23.02.2024

Лекция

Гришан Н.К., классный руководитель

9.4

Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

26.04.2024

Семинар-практикум

Гришан Н.К., классный руководитель

ІІІ ступень – «Мой ребёнок - старшеклассник»

 для родителей учащихся 10 – 11 классов

10

10 класс

10.1

Здоровье – это жизнь

30.09.2023

Лекция

Супрун Е.А., классный руководитель

10.2

Первая любовь в жизни вашего ребёнка

28.11.2023

Круглый стол

Супрун Е.А., классный руководитель, Авлохова Г.Е. педагог социальный

10.3

Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек

20.02.2024

Беседа

Супрун Е.А., классный руководитель

10.4

Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

02.04.2024

Дискуссия

Супрун Е.А., классный руководитель

11

11 класс

11.1

Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

23.09.2023

Практикум

Ярошевич О.В., классный руководитель, Белик М.Н., заместитель директора по УВР

11.2

Как уберечь ребёнка от зависимостей?

15.12.2023

Беседа

Ярошевич О.В., классный руководитель, Белик М.Н., заместитель директора по УВР

11.3

Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни

23.03.2024

Круглый стол

Ярошевич О.В., классный руководитель, Авлохова Г.Е. педагог социальный

11.4

Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

20.05.2024

Семинар-практикум

Ярошевич О.В., классный руководитель, Любовецкая Г.И., заместитель директора по УВР

 

Заповеди родительства

  • Верьте в своего ребёнка и доверяйте ему.
  • Позволяйте ребёнку играть с любым материалом (за исключением опасного для здоровья).
  • Не ругайте ребёнка за ошибки.
  • В занятиях ребёнка находите достойное похвалы.
  • Учите ребёнка свободно общаться со взрослыми любого возраста и   детьми.
  • Помогайте ребёнку стать личностью.
  • Не существует тем, которые полностью исключены для обсуждения с ребёнком.
  • Давайте ребёнку возможность по-настоящему принимать решения.
  • Будьте объективными в оценках своих чувств к ребёнку.
  • Обязательно выделите время для игр, занятий, общения с ребёнком.
  • Позволяйте ребёнку самостоятельно выполнять основную часть работы, за которую он взялся, даже когда вы не уверены в положительном результате.

ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

развернуть

ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IVклассов,

IIступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов,

IIIступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов

учреждений общего среднего образования

Программа Родительского университета разработана в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка.

Авторы:

Мартынова Вера Васильевна, декан факультета социально-педагогических технологий БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент;

Погодина Елена Константиновна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики БГПУ

Рецензенты:

кафедра возрастной и педагогической психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой Е.В. Бондарчук);

директоргосударственного учреждения образования «Средняя школа № 153 г. Минска» М.И. Полещук

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;

формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;

обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Направления работы Родительского университета:

I. Организационное:

формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;

разработка «Интернет-сайта родительского университета»;

создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).

II. Информационно-просветительское:

презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;

организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;

- гражданское: о путях развития образования, школы.

консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.

III. Содержательное:

научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;

расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.

Воспитательная деятельность Родительского университета строится:

- на оценке родителями собственного жизненного опыта;

- на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;

- на стабильном общении детей и их родителей;

- на формировании атмосферы поиска новых знаний;

- на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;

- на развитии творческих способностей членов семьи;

- на умении видеть результаты развития детей;

- на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.

Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» –для родителей учащихся I-IVклассов учреждений общего среднего образования,

IIступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

IIIступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.

Формы проведения занятий:

традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);

дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

Ожидаемые результаты работы Родительского университета:

- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;

- повышение интереса родителей к самообразованию;

- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;

- повышение уровня педагогической культуры родителей;

- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;

- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;

- охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.

Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четвертьКонсультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IVклассов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведе-

ния

Форма проведения Ответствен-ные
1 1-е классы      
11

Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе

сентябрь лекция/ практикум/ вебинар

классный руководитель, педагог-психолог,

медицинский работник

12 Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника ноябрь беседа/ практикум/ мастер-класс

классный руководитель,

медицинский работник

13

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка.Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

январь круглый стол/ дискуссия/ форум классный руководитель
14

Тема 4.Положительные эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности.Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка

апрель семинар-практикум/психологический тренинг педагог-психолог
2 2-е классы      
21 Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка октябрь беседа/ семинар-практикум/ вебинар классный руководитель
22

Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.

Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов.Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

декабрь круглый стол/семинар-практикум/ вебинар классный руководитель, медицинский работник
23

Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

февраль лекция/ семинар-практикум/психологический тренинг педагог-психолог, педагог социальный
24

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться

май круглый стол/ форум/ дискуссия/ мастер-класс классный руководитель
3 3-е классы      
31

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

сентябрь беседа/ семинар-практикум/ вебинар классный руководитель
32

Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников

декабрь лекция/ семинар-практикум/ мастер-класс педагог-психолог
33

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни

январь беседа/ дискуссия/ практикум педагог социальный, медицинский работник
34

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения.

Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации.Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

апрель семинар-практикум/психологический тренинг педагог-психолог, педагог социальный
4 4-е классы      
41

Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников

сентябрь лекция/ вебинар

педагог-психолог,

медицинский работник

42

Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер.Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие

декабрь круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум классный руководитель, педагог социальный
43

Тема 3. Ребенок и компьютер.

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.

Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

февраль конферен-ция/ круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум педагог-психолог, классный руководитель
44 Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире май круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар классный руководитель

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся I-IV классов

Класс Темы консультаций для родителей Ответственные
1

Психологические особенности младших школьников

Развитие памяти и внимания младших школьников

Мотивы учения младших школьников

Отношения в семье как основа взаимопонимания

Поощрение и наказание детей в семье

Леворукий ребенок в школе

педагог-психолог, классный руководитель,

педагог социальный

2

Воспитание вежливости

Профилактика жестокого обращения с детьми

Как на самом деле любить своих детей?

Микроклимат в семье и воспитание ребёнка Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях

Роль отца в воспитании ребенка

Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка

Семейные традиции ценности в воспитании детей

Учение с увлечением

классный руководитель, педагог-психолог,

педагог социальный

3

Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение

Как выявить и развить способности детей?

Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста

Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей

Как помочь ребенку стать внимательнее?

Как привить ребенку любовь к чтению?

Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка?

педагог-психолог, классный руководитель,

педагог социальный

4

Агрессивное поведение: как помочь ребенку?

Как помочь ребенку правильно распределить свое время?

Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка

Интеллектуальное развитие ребенка

Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей

Организация свободного времени детей в период летних каникул

педагог-психолог,

педагог социальный,

классный руководитель,

инспектор по делам несовершеннолетних

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

IIступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведе-

ния

Форма проведения Ответственные
1 5-е классы      
11

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

сентябрь семинар-практикум/ вебинар классный руководитель, педагог-психолог, медицинский работник
12

Тема 2. Ребенок среди сверстников

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

ноябрь круглый стол/ беседа/ семинар-практикум классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный
13

Тема 3. Ваш ребенок вырос.

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста

февраль лекция/беседа/ вебинар

педагог-психолог, педагог социальный,

медицинский работник

14

Тема 4.Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

май круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

классный руководитель,

педагог социальный

2 6-е классы      
21

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики.

Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

сентябрь лекция/ беседа/ вебинар педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель
22

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

декабрь семинар-практикум/ вебинар/ психологический тренинг педагог-психолог, классный руководитель
23

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

март круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/ мастер-класс педагог-психолог, классный руководитель
24

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

май конферен-ция/ семинар-практикум/ вебинар педагог социальный, медицинский работник
3 7-е классы      
31

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.

Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе

сентябрь лекция/беседа/ вебинар педагог-психолог, медицинский работник
32

Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»

ноябрь круглый стол/беседа/ вебинар педагог социальный, инспектор по делам несовершен-нолетних
33

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

февраль конферен-ция/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/психологический тренинг педагог социальный, педагог-психолог
34

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением?Мотивация на успех

апрель беседа/ семинар-практикум/психологический тренинг

классный руководитель,

педагог-психолог

4 8-е классы      
41

Тема 1. Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей

октябрь лекция/ беседа/ вебинар педагог-психолог, педагог социальный
42

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

декабрь конферен-ция/форум/ семинар-практикум/психологический тренинг

педагог-психолог,

педагог социальный, инспектор по делам несовер-шеннолетних

43

Тема 3. Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.

Профилактика суицидального поведения

март беседа/семинар-практикум/ вебинар педагог-психолог, педагог социальный
44

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.

Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.

Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

май круглый стол/конферен-ция/ семинар-практикум/психологический тренинг

педагог-психолог, социальный педагог,

классный руководитель

5 9-е классы      
51

Тема 1.Портрет современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе

сентябрь лекция/ конферен-ция/ вебинар педагог-психолог, классный руководитель, медицинский работник
52

Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка

ноябрь беседа/ семинар-практикум/ вебинар

педагог-психолог,

педагог социальный

53

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек

февраль лекция/ беседа/ семинар-практикум

педагог-психолог, классный руководитель,

педагог социальный

54

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассниковКак помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков

апрель конферен-ция/ форум/ семинар-практикум/вебинар

педагог-психолог, социальный педагог,

классный руководитель

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся V-IX классов

Класс Темы консультаций для родителей Ответственные
5

Мой ребенок становится подростком

Психологические особенности младших подростков

Ребенок в коллективе сверстников

Межличностное общение подростков

Отношения в семье

Компьютерные игры: польза или вред?

Вопросы дисциплины

Ответственность родителей за воспитание детей

педагог-психолог,

педагог социальный,

классный руководитель,

инспектор по делам несовершеннолетних

6

Роль отца и матери в воспитании ребенка

Как научить учиться с удовольствием?

Школьные конфликты

Трудности переходного возраста

Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ?

Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?

Трудовое воспитание в семье

педагог-психолог,

педагог социальный,

классный руководитель,

медицинский работник,

инспектор по делам несовершеннолетних

7

Ваш любимый неидеальный ребенок

Подростковый возраст: проблемы полового созревания

Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте

Как помочь ребенку стать взрослым?

Подростки в социальных сетях: безопасное поведение

Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье

Предотвращение отчужденности между родителями и детьми

Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»?

педагог-психолог,

педагог социальный,

классный руководитель,

медицинский работник

8

Как научиться понимать и принимать подростка?

О родительском авторитете

Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях?

Подросток в социальных сетях: что делать?

Как научить подростка быть ответственным за свои поступки?

Домашняя работа: удовольствие или наказание?

Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания

Как сохранить репродуктивное здоровье подростка?

педагог-психолог,

педагог социальный,

классный руководитель,

медицинский работник

9

Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения

Как помочь подростку в выборе профессии?

Как научить детей распоряжаться деньгами?

Свободное время и его значение в формировании личности подростка

Интернет-зависимость: пути преодоления

Организация свободного времени детей в период летних каникул

Ответственное родительство – залог благополучия семьи

классный руководитель,

педагог социальный,

педагог-психолог,

инспектор по делам несовершеннолетних

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

IIIступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов Сроки проведения Форма проведения Ответственные
1 10-е классы      
11

Тема 1. Здоровье - это жизнь.

Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами.

Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки.

Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня

сентябрь лекция/ беседа/ семинар-практикум/ вебинар педагог социальный, медицинский работник
12

Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.

Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку

ноябрь круглый стол/ дискуссия/ форум/ мастер-класс педагог-психолог, медицинский работник
13

Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.

Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения.

Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП.

Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья

февраль беседа/ круглый стол/ вебинар

педагог-психолог,

педагог социальный

14

Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе

апрель круглый стол/ дискуссия/ психологический тренинг, вебинар

классный руководитель,

педагог-психолог

2 11-е классы      
21

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии.

Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии

октябрь семинар-практикум/ форум/ вебинар педагог-психолог, классный руководитель
22

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?

Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.

Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей

декабрь конферен-ция/ беседа/ практикум педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник, инспектор по делам несовершен-нолетних
23

Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.

Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

март круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

педагог социальный, классный руководитель

24

Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).

Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период

май семинар-практикум/ мастер-класс/ психологический тренинг

классный руководитель,

педагог-психолог,

медицинский работник

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся X-IX классов

Класс Темы консультаций для родителей Ответственные
10

Психофизиологические особенности десятиклассников

Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания

Личное ли это дело – личное счастье?

Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников

Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников

Кем быть и каким быть?

Организация досуга старшеклассников

Особенности здоровья и физического развития старшеклассника

Режим учебного и физического труда, личная гигиена

классный руководитель,

педагог социальный,

педагог-психолог,

медицинский работник

11

Трудности личностного роста и их влияние на обучение

Научная организация учебного труда старшеклассников

Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников

Закон и ответственность несовершеннолетних

Формирование здорового образа жизни

Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе

Самореализация личности

педагог-психолог,

классный руководитель,

педагог социальный,

инспектор по делам несовершеннолетних,

медицинский работник

свернуть

23.12.2023
развернуть

23.12.2023 для  родителей 6, 8 классов  организованы семинары-практикумы по актуальным вопросам воспитания «Профилактика проблемного поведения подростков», «Как сберечь подростка от насилия».

Главные правила здорового образа жизни постигали учащиеся 2 класса вместе со своими родителями в ходе игры-викторины «Мы за здоровый образ жизни».

свернуть

15.12.2023
развернуть

15.12.2023 прошли занятия в рамках «Родительского университета» в форме лекции и беседы на всех трёх ступенях общего среднего образования:  для родителей 3-го класса по теме «Психологические и физиологические особенности третьеклассников»,  для родителей 9-го класса по теме «Агрессия, её причины и последствия»,  для родителей 11-го класса по теме «Как уберечь ребёнка от зависимостей?».

свернуть

28.11.2023
развернуть

28.11.2023 за тематическим круглым столом «Первая любовь в жизни вашего ребёнка» собрались родители десятиклассников, чтобы обсудить проблемы подросткового взросления. В занятии «Родительского университета» приняла участие педагог социальный Авлохова Г.Е. с освещением вопроса «Половая неприкосновенность и половая свобода несовершеннолетних».

свернуть

25.11.2023
развернуть

О профилактике правонарушений подростков вели речь родители учащихся 7 класса на занятии «Родительского университета» 25.11.2023.

свернуть

24.11.2023
развернуть

Режим дня школьника обсуждали родители первоклассников в ходе практического занятия в рамках социально-педагогического проекта «Родительский университет» 24.11.2023.

свернуть

21.10.2023
развернуть

Важный вопрос «Как родители могут помочь ребёнку учиться?» обсуждали законные представители учащихся 2 класса на первом занятии Родительского университета 21.10.2023.

 А родители учащихся 8 класса беседовали о жизненных целях подростков.

свернуть

14.10.2023
развернуть

На  лекцию «Портрет современного подростка»  собрались 14.10.2023 родители учащихся 9 класса.

свернуть

30.09.2023
развернуть

Адаптацию ребёнка в новом коллективе обсудили 30.09.2023 родители учащихся 5 класса.

А родители десятиклассников посетили лекцию «Здоровье – это жизнь».

свернуть

29.09.2023
развернуть

29.09.2023 были приглашены родители учащихся 1 класса  на заседание «Родительского университета» по теме «Адаптация учащихся в 1-м классе».

свернуть

23.09.2023
развернуть

23.09.2023 в тематическую школьную субботу – День  взаимодействия с семьёй – родители учащихся 3, 11 классов приняли участие в семинарах-практикумах «Значение школьной отметки в жизни ребёнка», «Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?», родители 4, 6 классов стали участниками интерактивные лекций «Возрастные психологические особенности учащихся 4-х классов», «Семья как персональная микросреда жизни и развития ребёнка. Нравственные и культурные ценности семьи».

2

3

4

5 А

5 Б

свернуть

21.09.2023
развернуть

21.09.2023  родители учащихся 7 класса открыли работу «Родительского университета» в 2023/2024 учебном году.

 В форме лекции состоялось занятие по теме «Здоровье школьника и его успехи в учёбе».

свернуть