Выпускнику

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Стабилизация эмоционального состояния

Жизнь современных детей переполнена эмоциональными нагрузками, что при неблагоприятных, стрессогенных обстоятельствах может оборачиваться психологическими срывами. К сожалению, в последние годы школьники не становятся более здоровыми: к десятому классу около половины детей имеют отклонения в развитии нервной системы, у подростков преобладают высокий уровень тревожности и переживания душевного дискомфорта, агрессивность и конфликтность поведения, снижено оптимистическое восприятие будущего.

Механизм фрустрации действует достаточно просто, но неумолимо. Сначала возникает стрессовая ситуация, приводящая к перенапряжению нервной системы, а затем это напряжение «бьет» по организму. В итоге гипертоническая болезнь, стенокардия, инфаркт миокарда, кровоизлияние в мозг, язва желудка, бронхиальная астма, экземы, гипертиреоз, диабет и другие недуги. Словом, психогенные факторы заболеваний слишком серьезны, чтобы относиться к ним безответственно. Так что же делать? Как избежать перенапряжения нервной системы?

Обычно логика рассуждений такова: поскольку полностью избежать нервных перегрузок нельзя и трудно исключить влияние стрессоров на наш организм, то снимать напряжение надо (за неимением лучшего) медикаментами. Транквилизаторы стали привычными средствами, чтобы «успокоиться». Результат печален: по мере привыкания к ним требуется все большая доза. На самом деле гораздо проще использовать простые заповеди психогигиены, которые помогут вам снять нервное напряжение, не прибегая к лекарствам.

Первое. Научитесь сбрасывать напряжение — мгновенно расслабляться. Для этого надо овладеть навыками аутотренинга, с которыми вы можете познакомиться в многочисленных пособиях.

Второе. Давайте отдых своей нервной системе. Запомните: хорошо работает лишь тот, кто хорошо отдыхает. Лучший отдых для нервной системы — сон, в том числе и кратковременный дневной (от 5 до 30 минут). Попробуйте вместо традиционной чашки кофе практиковать полудрему, легкий сон. Эффект поразит вас. В идеале в конце каждого часа работы нужно отдохнуть 2–5 минут.

Третье. Вытесняйте неприятные эмоции, заменяя их приятными. Сделать это трудно. Тонкий психолог К.С. Станиславский утверждал, что чувствам нельзя приказать, но чувство можно «выманить». Техника «выманивания» может быть разнообразной. Например, попытайтесь усилием воли переключить внимание и мышление на предметы, которые обычно вызывают у вас положительные эмоции.

Таковы основные заповеди психогигиены. Осознать их — значит, сделать первый шаг на пути управления своей нервной системой.

Важным резервом в стабилизации своего эмоционального состояния у любого человека является совершенствование дыхания. Как ни странно это звучит, но далеко не все люди, даже умудренные жизненным опытом, умеют правильно дышать.

Вспомните, как по-разному дышит человек в различных ситуациях: во время сна, тяжелой работы или подъема в гору, когда он разгневан или испуган, когда весел или загрустил. Нарушения дыхания зависят от внутреннего настроя человека, следовательно, упорядоченное дыхание должно оказывать обратное влияние на эмоциональное состояние.

Как известно, дыхательные пути на всем протяжении обильно снабжены нервными окончаниями. Установлено, что фаза вдоха возбуждает симпатический нерв, активизирующий работу внутренних органов, а фаза выдоха влияет на блуждающий нерв, оказывающий тормозящее влияние. В дыхательной гимнастике существуют понятия успокаивающего и мобилизующего дыхания. Успокаивающим будет такое дыхание, при котором выдох почти в два раза длиннее вдоха. При мобилизующем — после вдоха задерживается дыхание. Успокаивающее дыхание полезно использовать для того, чтобы погасить избыточное возбуждение. В случае сильного нервного напряжения перед началом экзамена нужно сделать вдох и затем глубокий выдох — вдвое длиннее вдоха. Такой способ ритмичного дыхания поможет снять не только «предстартовое» волнение, но и напряжение после стресса, поможет расслабиться перед сном. Мобилизующее дыхание помогает преодолеть вялость и сонливость при утомлении, способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, активизирует внимание.

Важным шагом к успеху на экзамене является психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо настраивать детей на успех, удачу.

Известно, что одна из причин, мешающих тревожным детям результативно выполнить задание, состоит в том, что они в большей степени сосредоточены не на выполнении конкретной деятельности, а на том, каковы последствия их неудачи в этой деятельности. Поэтому неэффективно ставить перед ребенком цель типа «Ты должен получить отличную оценку» или «Ты должен ответить, во что бы то ни стало», лучше сформулировать ее конкретно: «Ты сможешь справиться с этим заданием».

Небольшим и простым приемом саморегуляции эмоционального состояния может послужить способ «сосчитать до десяти, прежде чем начать действовать».

Деятельность мозга и питание

Всегда, а во время экзамена особенно, заботьтесь о своем здоровье. В это трудное время нужно хорошо питаться. С помощью пищи, причем самой обычной, можно стимулировать деятельность мозга. Главное — знать, что есть и в каком наборе.

Что происходит в мозгу?

Там непрерывно работают свыше 100 миллиардов нервных клеток, причем каждая связана с еще 10000 других. И каждую секунду они одновременно обмениваются информацией и подают миллионы сигналов. Для того чтобы этот сложнейший механизм функционировал без сбоев, клеткам серого вещества мозга необходимо большое количество энергии. Мозг ежедневно забирает 20 процентов всей энергии, получаемой с пищей. Таким образом, то, что мы едим, решающим образом сказывается на работоспособности нашего мозга.

 

 

Упражнения для снятия стресса

Упражнение 1.

Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены.

1.    Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.

2.    Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте — тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.

3.    Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.

4.    Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.

5.    Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

6.    Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

7.    Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

 Упражнение 2.

Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.

1.    Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.

2.    Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.

3.    Напрягите и расслабьте икры.

4.    Напрягите и расслабьте колени.

5.    Напрягите и расслабьте бедра.

6.    Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.

7.    Напрягите и расслабьте живот.

8.    Расслабьте спину и плечи.

9.    Расслабьте кисти рук.

10.                      Расслабьте предплечья.

11.                      Расслабьте шею.

12.                      Расслабьте лицевые мышцы.

13.                      Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что медленно плывете, — вы полностью расслабились.

Упражнение 3.

Это упражнение можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.

1.    Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха.)

2.    Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и, наконец, исчезает напряжение.

3.    Не раскрывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый вами воздух окрашен в теплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облака.

4.    Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.

Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс.

Через неделю начните считать от 20 до 1, еще через неделю — от 30 и так до 50.

 

 

Упражнения, которые помогают избавиться от волнений.

  • Большим пальцем правой руки слегка нажать точку концентрации внимания, которая расположена в середине левой ладони. Повторить пять раз. То же самое проделать левой рукой на правой ладони. Выполнять упражнение спокойно, не торопясь, соблюдая определенный режим дыхания: при нажатии — выдох, при ослаблении — вдох.
  • Сжать пальцы в кулак, загнув внутрь большой палец, он связан с сердечно-сосудистой системой. Сжимать кулак с усилием, спокойно, не торопясь, пять раз. При сжатии — выдох, при ослаблении — вдох. Если выполнять с закрытыми глазами, эффект удваивается.
  • Это упражнение способствует запоминанию важных вещей, поэтому оно уместно, например, перед началом экзаменационной работы или перед ответственным выступлением.
  • Помогает устранить психическое напряжение, нервное раздражение и упражнение с орехами. Ладонью правой руки слегка прижмите орех к левой ладони и делайте круговые движения против часовой стрелки по всей ладони, начиная со стороны мизинца. И так 2-3 минуты. То же проделайте 2-3 минуты на правой ладони, вращая орех левой ладонью, но уже по часовой стрелке.
  • В завершение успокоительной гимнастики слегка помассируйте кончики мизинцев. Будьте уверены — ваши нервы не подведут в ответственный момент.

 

 

Как подготовиться к экзамену

 

Сколько экзаменов каждому человеку приходится сдавать в своей жизни? Вряд ли возможно сосчитать. Много. Или очень много. Первое собеседование при поступлении в первый класс, первое прослушивание в музыкальной школе, первая олимпиада в школе, соревнование – это ли не серьезное испытание? Постоянные контрольные работы, зачеты, публичные выступления – экзамены, экзамены, экзамены… Маленькие и большие стрессы…

Одно из самых важных испытаний для любого человека – это выпускные экзамены в школе и практически сразу же вступительные в ВУЗ. Сложным является этот период жизни для молодых людей еще и потому, что они совершают слишком ответственный шаг – определяют свое дальнейшее будущее, свою судьбу.

Как в такое непростое время сохранить работоспособность и хорошее настроение, как поддерживать хорошую физическую и психологическую форму?

Уместно вспомнить, что тревожность – естественное, обычное состояние человека в сложной, незнакомой ситуации, и испытывают его абсолютно все люди. Часто тревожность является полезной. Если человек начал волноваться, – это означает готовность организма активно действовать, и такие ощущения даже помогают на экзамене. Простейший пример: накануне экзамена сплошная «каша» в голове, ничего не вспомнить, но… стоит взять билет и немного успокоиться, как вдруг все «всплывает», становится четким и понятным. Однако здесь важен один нюанс: в пустой голове ничего не всплывет и не родится. К любому экзамену – необходимо готовиться – и чем серьезнее будет подготовка, тем меньше будет тревожность.

Режим дня

В трудное предэкзаменационное время нужно особенно позаботиться о поддержании своей работоспособности.

  • Увеличить сон на 1 час. Если вы не выспались, то на изучение того же материала вы тратите значительно больше времени.
  • Желательно заставить себя просыпаться пораньше.
  • Лучше всего сопротивляющийся мозг воспринимает информацию с 7.00 до 12.00 и с 14.00 до 17.00-18.00 часов.
  • В середине дня 30-40 минут проводить на свежем воздухе для обогащения кислородом клеток мозга.
  • Делать перерывы каждые 60-90 минут. Перерывы не должны быть длительными (10-15 мин) и желательно наполнить их физической нагрузкой.

Питание

Далеко не последнюю роль в процессе запоминания и усвоения информации играет грамотное питание. Научно доказано, что концентрация внимания, память, хорошее настроение – совсем не случайность. Все это вполне достижимо с помощью … еды. Представьте себе, что 20% калорий, потребляемых нами в день, «съедает» мозг. Соответственно, рацион определяет и умственные способности. Одни продукты стимулируют работоспособность, другие – быстроту мышления, третьи – концентрацию.

  • Лучшему запоминанию способствует морковь.
  • От перенапряжения и психической усталости лучшее средство – лук.
  • Орехи – для выносливости.
  • Клубника и бананы помогут снять стресс.
  • Для питания клеток мозга просто незаменима морская рыба.
  • Улучшает кровоснабжение мозга черника.
  • Ничто не освежит ваши знания так, как лимон.
  • А непосредственно перед экзаменом не забудьте съесть шоколадку

 

Запоминание и усвоение материала

  • Первый просмотр материала.
  • Повторение наиболее существенных фактов.
  • Выявление основных идей и их взаимосвязей.
  • Составление плана.

1.    Не читайте подряд весь учебник. Повторяйте по вопросам. На каждый вопрос составляйте краткий конспект или план. Дело в том, что краткую запись ваша память «сфотографирует», на экзамене вы ее обязательно вспомните, а по плану и остальное легко вспомнится.

2.    Ответы на наиболее трудные вопросы развернуто пересказывайте, можно кому-нибудь, можно записать на магнитофон и прослушать. Заодно и поймете, какое впечатление ваш ответ произведет на преподавателя.

3.    Не думайте «Я все равно провалюсь». Такие мысли не зря называют саморазрушающими. Они не только мешают готовиться, создавая постоянное напряжение и сумятицу в мыслях, занимая в них главное место, они к тому же, как ни странно, не позволяют вам ничего делать или делать все спустя рукава (а зачем, если все равно ничего не выйдет?). Поэтому сосредоточьтесь на конкретных задачах – продумайте программу подготовки на каждый день и настраивайтесь на успех.

4.    Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов.

5.    Перед экзаменом обязательно мысленно проиграйте ситуацию экзамена, представьте все во всех деталях и сконцентрируйтесь на лучшей форме поведения, а на собственные страхи постарайтесь не обращать внимание.

6.    Для лучшего запоминания выявите свой ведущий тип памяти:

o   при хорошей зрительной памяти используйте рисунки и схемы;

o   при слуховой – читайте вслух, слушайте текст, записанный на магнитофон и т.д.

7.    Шпаргалки. Буду готовиться со шпаргалкой, но на экзамен ее не возьму! Шпаргалки хороши тем, что во время их приготовления, вы сможете кратко законспектировать объемный материал и лучше его запомнить. Но брать с собой шпаргалки не рекомендуется, так как сама мысль о том, что она у вас есть, будет вам мешать сосредоточиться и лучше ответить.

Народные приметы

  • Спать, положив тетрадь или учебник под подушку.
  • Брать билет левой рукой, стоя на правой ноге, держа язык за щекой. 
  • Кому-нибудь из родных во время твоего экзамена держаться левой рукой за правое ухо, ни на секунду не отпуская.
  • Накануне потрясти тетрадью с конспектами у открытого окна со словами «Ловись, халява, большая и маленькая» и т.д

Приметы помогают уменьшить волнение и тревогу. Они, к сожалению, помогают только при добросовестной подготовке. И, несмотря на полную свою бесполезность, они позволяют чувствовать себя на экзамене более уверенно – такова человеческая природа. Пусть вас не смущает то, что вы иногда следуете приметам. Приметы и талисманы – удел не только слабых и неуверенных людей. Кутузов, к примеру, никогда не садился на споткнувшуюся лошадь.

На экзамене

  • Первый шаг – психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо приучить себя к успеху, удаче, сделать ее привычной.
  • На экзамен приходите вовремя, за 10 минут до начала. Раньше не нужно, чтобы не нервничать, позже тоже – по той же причине. Паника среди сдающих экзамен заразительна. Поэтому не расспрашивайте перед экзаменом идущих на него об их знаниях и неуспехах, а тем более о требованиях экзаменатора.
  • Взяв билет, сосредоточьтесь на словах «Я спокоен», медленно повторите их 5-6 раз.
  • Подготовку к ответу начните с того вопроса, который помните лучше всех, попутно на полях записывая то, что у вас «всплывает» по другим вопросам.
  • Не пишите подробный текст ответа. Гораздо лучше, составив план ответа, продумать, что вы будете рассказывать. Так как чтение вашего ответа с листа производит неблагоприятное впечатление на экзаменатора.
  • Объективно оцени преподавателя. Понаблюдай за ним и соответственно веди себя.
  • Отвечая материал, смотри на экзаменатора и представляй, что ты рассказываешь доброжелательному и спокойному человеку.
  • Отвечайте с интересом и энтузиазмом. Если вам неинтересно отвечать, это чувствуется. Энтузиазм заразителен, скука – тоже.

А если провалился?

  • Запомни: сильные личности, делая ошибки, имеют мужество их признать.
  •  Но признание ошибки – не есть убеждение в собственной несостоятельности, просто данная попытка не удалась. А каждая неудавшаяся попытка – еще один шаг к успеху.
  • Помни – не ошибается тот, кто ничего не делает!

Успехов вам и удачи!

Как вести себя на экзамене?

Вот несколько полезных рекомендаций: 

1.    Взяв билет, прочитайте вопросы и начинайте готовиться с того вопроса, выполнять то задание, которые, пусть совсем ненамного, для вас легче.

2.    Напишите план ответа карандашом на чистом листе бумаги. Составьте список всех нюансов, которых вы хотите коснуться в своем ответе. Пишите даже то, что может вначале показаться ненужным, это поможет вам в процессе письма припомнить еще какие-нибудь факты.

3.    Составление плана, возможно, займет у вас мин 20-25, и вы можете заметить, что уже многие вокруг отложили свои листочки в сторону. Не делайте так! Если есть возможность, прикрепите листок со своим планом к листку с экзаменационными вопросами, и экзаменатор увидит, что вы дали себе труд написать план ответа заранее и что у вас методический склад ума. Когда пройдет 25 мин, вы можете распрямиться и расслабиться, потому что фактически вы уже ответили на вопросы и все, что осталось сделать – переписать все начисто.

4.    Сократите работу экзаменатора. Он или она зачтут это в ваш актив, если вашу работу будет легко читать и делать в ней пометки. Понятный и четкий почерк просто необходим.

5.    Если вопрос состоит из нескольких частей, назовите каждую из них и подчеркните подзаголовки.

6.    Если вы ведете речь о каких-то гипотезах или включаете в свой ответ даты тех или иных событий, подчеркните их тоже: знание дат сразу бросается в глаза экзаменатору.

7.    Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть все - вступление, основная часть, заключение. Во вступлении надо перечислить все проблемы, которые вы собираетесь отметить, потом в основной части - детально развернуть всю проблему, а в заключение придать ходу своих мыслей завершенность.

Накануне экзамена!

  • Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить весь план ответов, а перед устным экзаменом пересказать их кому-нибудь.
  • Не повторяйте билеты по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзаменах.
  • Каждый раз, прежде чем рассказать билет, вспомните и запишите план ответа.
  • При рассказе пользуйтесь записанным планом – на экзамене можно пользоваться записями, сделанными при подготовке к ответу.
  • Следите при этом за своей позой, жестами, мимикой, голосом. Знайте, что ваша речь, весь ваш вид должен выражать уверенность в себе и в своих знаниях.
  • Каждому известно:

 Для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Вы уже устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестаньте готовиться. Умойтесь. Совершите прогулку. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим.

Памятка для подготовки к экзаменам

  • Оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить    нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.д. 
  • Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план. Определить, кто Вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или вечерние часы.
  • Составляя план, необходимо четко определить, что именно сегодня будете изучать.
  • Хорошо начинать – пока не устал, пока свежая голова – с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего.
  • Обязательно следует чередовать работу и отдых: 40 мин занятий, затем           10 мин – перерыв.
  • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните, и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, а лишь затем, проверьте себя по учебнику.
  • В конце каждого дня подготовки следует проверить - как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день. Фиксация на бумаге полезна потому, что при повторении про себя, смешиваются узнавание и реальное знание, а узнать всегда легче, чем вспомнить.
  • Ответы на наиболее трудные вопросы полностью развернуто расскажите маме, другу – любому, кто захочет слушать, причем так, как требуется на экзаменах.
  • Перед устным экзаменом хорошо попробовать ответы на наиболее трудные вопросы рассказать перед зеркалом, обращая внимание на позу, жесты, выражение лица.
  • Если в какой-то момент подготовки к экзаменам начинает казаться, что это выучить невозможно, и вы никогда не сможете запомнить всего, подумайте о том, сколько по этому предмету вы уже знаете, дайте себе отчет в том, где вы находитесь, и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал.
  • Главное, никогда не надо стараться выучить весь учебник наизусть, надо помнить – ваша задача не вызубрить, а понять. Поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях.
  • Готовясь к экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь, напротив, мысленно рисуйте себе картинку триумфа, легкого победного ответа. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими.    
  • За несколько дней до экзамена обязательно «проиграйте» мысленно ситуацию экзамена, представьте себе во всех деталях обстановку, комиссию, свой ответ.
  • Сконцентрируйтесь на выборе лучшего ответа, лучшей формы поведения, а на саморазрушающие мысли о провале, о собственных страхах постарайтесь не обращать внимания: не гоните их, но и не "зацикливайтесь" на них.

Перед Вами экзаменационное задание

Что делать дальше?

  • Просмотрите задание целиком. Попробуйте оценить его: какие задания более легкие, какие более сложные. Начинайте выполнение с самых простых заданий (теоретических вопросов или задач). Начиная с самых сложных, Вы можете потерять очень много времени и не успеть выполнить простые. Кроме того, выполнение даже простых заданий придает Вам уверенность в собственных силах, а с таким настроением проще справиться и со сложными задачами и вопросами.
  • Не забывайте о времени! Ошибки в распределении времени на экзамене встречаются очень часто. Поэтому, решив задачу на черновике, и проверив ее, перепишите ее на чистовик и больше к ней не возвращайтесь.
  • Никогда не берите с собой на экзамен шпаргалки! Во-первых, если ее обнаружат. Вас выгонят с экзамена. Во-вторых, наличие шпаргалки мешает Вам сосредоточиться, так как все ваше внимание направлено на то, как бы воспользоваться шпаргалкой. Хотя, если бы Вы сосредоточились, то наверняка вспомнили бы нужную формулу, определение, закон или графическую зависимость.
  • За полчаса до конца экзамена подумайте, к чему следует приложить силы в оставшееся время. Попытаться решить до конца не получающуюся задачу или еще раз проверить решенные, так как несколько мелких ошибок в каждой из решенных задач могут привести к значительному снижению итоговой отметки.
  • Время экзамена закончилось. Вложите листы-вкладыши в титульный лист, сдайте работу и экзаменационный лист и ждите отметку, которая обычно объявляется на следующий день.
  • Узнавать отметку приходите лично, так как после объявления отметок можно ознакомиться с проверенной работой и подать апелляцию, если Вы с чем-то не согласны. Боритесь за каждый балл! Это в ваших интересах! Думайте про лучшее. 

 

Старшеклассники!

Теперь у Вас очень ответственное и волнительное время – сдача государственных экзаменов. А экзамен – это всегда стресс, причем стресс достаточно глубокий, который ведет к сильному физическому и эмоциональному напряжению. Не так тяжело преодолевает стресс сильный, уверенный в себе, а человек неуверенный проиграет в самом начале борьбы.

Первая рекомендация выпускникам:

  • Формируйте уверенность в себе, уверенность в том, что у вас все получится, в любых ситуациях вы найдете выход, сможете найти знания для ответа даже на тот вопрос, который не успели повторить. 

Вторая рекомендация и старшеклассникам и их родителям: 

  • Плохо сданный экзамен – это не конец света, это также
  • положительный опыт, возможность проанализировать свои
  • неэффективные действия и избежать их в будущем. Планируйте свое будущее независимо от результатов сданного экзамена, планируйте ее многовариативностъ, чтоб не получилось так, что неудачно сданный экзамен перечеркнул все варианты плана на перспективу.
  • В последние дни перед экзаменом старайтесь чрезмерно не переутомляться. За день до экзаменов работайте не более чем 8 часов, а то может получиться, что все силы вы потратили на подготовку, а на сдачу экзамена энергии у вас не останется. Во время интенсивной подготовки научитесь расслабляться, делайте перерывы, слушайте спокойную музыку. Хорошо поможет расслабиться аутогенная тренировка.
  •  Когда при подготовке к экзаменам вы потеряли аппетит или начали переедать, появилась бессонница и постоянное ощущение усталости, головная боль, слезливость без всякой причины и т.д., то можно утверждать, что у вас еще до экзаменов появились приметы стресса, который может вызвать неадекватную реакцию организма на поведение в трудной ситуации. В связи с этим необходимо принять меры по его преодолению.