Реализация педагогического проекта

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 

«Изучение историко-культурного наследия края посредством взаимодействия с социумом»

Сроки реализации: 2020 – 2022 гг.

 

 

Общие сведения

 

Руководитель учреждения образования - Клочко Ирина Евгеньевна, тел. 8(01717) 30637

Сведения о руководителе педагогического проекта

Сосновская Татьяна Михайловна, заместитель директора по учебной работе, тел. 8 (01717) 59202

Участники реализации педагогического проекта:

Авлохова Галина Евгеньевна, учитель начальных классов

Барановская Мария Степановна, учитель белорусского языка и литературы

Белик Марина Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе

Гришан Наталия Константиновна, учитель истории и обществоведения

Гусейнова Анастасия Эдуардовна, учитель географии

Романович Ирина Ивановна, учитель начальных классов

Актуальность

Поиск новых путей эффективной организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования обусловлен тем, что государственная стратегия обеспечения роста конкурентоспособности страны, ее успешного и устойчивого развития требует совершенствования человеческого потенциала, определяемого во многом состоянием системы образования. В условиях решения этих стратегических задач является развитие личности инициативного, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения выпускника, умеющего выбирать профессиональный путь, готового обучаться в течение всей жизни.

Поэтому на современном этапе развития общества особое значение приобретают вопросы, связанные с выявлением, изучением, охраной и использованием памятников истории и культуры. Во многом это обусловлено тем, что культурные достижения прошлых эпох продолжают активно функционировать в современном мире. Проблематика памятников истории и культуры тесно взаимосвязана с решением вопросов адекватного сочетания национальных и интернациональных особенностей культуры различных наций и народностей. Выявление, на основе изучения памятников, этих особенностей дают возможность широкого использования достижений прошлого в современной отечественной и мировой культуре. В Республике Беларусь наблюдается значительный подъем интереса к историко-культурным памятникам. Это объясняется новыми подходами к оценке исторического прошлого, повышением социальной активности граждан и духовным возрождением. Одной из составных частей духовной жизни общества как раз и является деятельность по сохранению и использованию памятников истории и культуры. В этом контексте особо значимыми являются вопросы ориентации подрастающего поколения в мире нравственно-этических ценностей. Профессиональное образование располагает значительным потенциалом духовно-нравственного воздействия на подрастающее поколение. [4]

Настоящий проект  призван скорректировать имеющийся потенциал учреждения образования по вопросу формирования социокультурных компетенций учащихся и направлен на вовлечение ученика в активную, осознанную работу по изучению истории и культуры родного края, на развитие ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, социально-трудовых, информационных, коммуникативных компетенций и развитие личностного потенциала ребёнка посредством  поисковой и исследовательской деятельности с целью улучшения качества образования.

Цель

Формирование социокультурных компетенций учащихся на основе изучения историко-культурного наследия родного края через взаимодействие с социумом

Задачи:

изучить уровень сформированности социокультурных компетенций учащихся;

отобрать содержание образования, усвоение которого обеспечит повышение уровня сформированности социокультурных компетенций учащихся;

раскрыть особенности развития историко-культурного наследия родного края и его связь с общебелорусскими культурными ценностями;

формировать у учащихся чувство патриотизма и ответственности за сохранение и бережное использование историко-культурного наследия родного края;

обеспечить непрерывное взаимодействие учреждения образования с социумом путём привлечения к поисковой и исследовательской работе общественности;

оценить эффективность педагогического проекта на основе сопоставления исходных и итоговых результатов сформированности социокультурных компетенций;

Теоретическое обоснование педагогического проекта

Историко-культурное наследие – это совокупность отличительных итогов и свидетельств исторического, культурного и духовного развития народа Беларуси, воплощенных в историко-культурных ценностях. Историко-культурные ценности – это наиболее отличительные материальные объекты и нематериальные проявления человеческого творчества, которые имеют выдающиеся духовные, эстетические и документальные достоинства и взяты под охрану государства в установленном законом порядке  [1]

В изучении культурного наследия прослеживаются два направления: историческое и теоретико-методологическое. Первое включает в себя историю охраны культурного наследия, второе – теоретические разработки в области терминологии, критериев оценки памятников, а также характеристику самой сферы охраны старины как разновидности междисциплинарного знания. История культурного наследия Беларуси предоставляет исследователям значительный материал по вопросам выявления и изучения, реставрации и использования уникальных объектов, сохранения их для будущих поколений. Теоретико-методологическое направление в области культурного наследия представлено результатами научных исследований отечественных ученых-историков, музееведов, культурологов: понятийный аппарат, инструментарий научной дисциплины, правовые аспекты национального достояния. Теоретические проблемы изучения культурного и природного наследия включают разработку принципов выделения объектов наследия, методики их оценки, сохранения и использования. [4]

В нашей стране сегодня в средствах массовой информации неоднократно поднимаются вопросы о сохранении и изучении культурного и исторического наследия Беларуси, о роли культуры в патриотическом становлении молодёжи, её духовно-нравственном воспитании. Наследие – это национальное достояние государства. Это не только настоящее, но и будущее страны. Историко-культурное наследие несет в себе общественно значимые функции: политическую, идеологическую, образовательную, пропагандистскую. Включаясь в систему социокультурной памяти общества, наследие осуществляет его социальную пространственно-временную связь, придающую обществу определенную стабильность. В настоящее время очевидна необходимость «внедрения» и апробации данной научной тематики в образовательную среду, разработка новых методических приемов изучения историко-культурного наследия самых разных уровней (мира, страны, региона). Изучение наследия позволит объединить усилия разных наук (археологии, истории, литературы, этнографии и пр.) и взглянуть на него не только как на компонент духовного, но и социально-экономического и экологически устойчивого развития общества. [3]

Можно выделить различные группы объектов культурного наследия:

  1. Природа (растения, животные, экосистемы, геологические и геоморфологические структуры).
  2. Культурные ландшафты (местности, охраняемые из-за их эстетической или культурной ценности).
  3. Памятники (архитектурные и археологические).
  4. Артефакты – созданные людьми и собираемые ими вещи.
  5. Деятельность – также может быть объектом наследия.
  6. Люди – также могут стать ценностями культурного наследия.

Чаще всего современные теоретики определяют культурное наследие как то, что унаследовано из прошлого и что люди хотят из настоящего передать в будущее  [4]

Выбор методических приёмов изучения историко-культурного наследия в школе  будет зависеть, прежде всего, от возраста учеников, от уровня их подготовки, от целей занятия, от задач проводимой работы.

Сбор устной информации. Любая территория  содержит много интересной информации об истории региона, знаменитых земляках, особенностях появления (или утраты) какого-либо объекта наследия, легендах местности и пр. Некоторые материалы можно обнаружить в письменных источниках: в архивах, музеях, церковных книгах, летописях, но многие «легенды места» живут лишь среди народа. Они передаются из поколения в поколение в семьях, проявляются в обрядах, обычаях людей, отражаются в местном фольклоре, привлекают к себе внимание поэтов, писателей, туристов. Наиболее эффективными методами для сбора устной информации будут опросы, анкетирование, интервьюирование. Обычно метод анкеты и опроса не нуждается в специальной подготовке ребят, но необходима тщательная работа по подготовке и продумыванию вопросов. Метод интервью занимает гораздо больше времени для подготовки т. к. интервьюеру приходится менять вопросы с учетом текущих событий, обстоятельств интервью, атмосферы беседы и возраста опрашиваемого. Необходимо помнить, что устный источник содержит двойную информацию: фактологическую и оценочную (мнение опрашиваемого), поэтому возможно искажение фактов. Материал будет иметь научную ценность, если он неоднократно будет проверен и уточнен по разным источникам информации.

Урок-экскурсия. Музеи, выставки, археологические стоянки, памятники природы, архитектуры, монументы - все это вызывает интерес и эмоции у ребят. Хорошо продуманная и организованная экскурсия воспитывает не нравоучениями и поучениями, а примером увлекательной совместной работы, результатом которой будут глубокие и прочные знания. Но для проведения экскурсии требуется специальная подготовка, как для ребят, так и для учителя. Во-первых, учитель выбирает объект экскурсии, им может быть памятник природы, предприятие, место, на котором происходили исторические события, музей или что-то другое. Выбирая объект, руководитель должен представлять, как эта экскурсия поможет ребятам разобраться с изучением какой-либо темы или происходящими в обществе процессами, или будет направлена на формирование компетенций у учащихся, или какие возможности существуют для патриотического и эстетического воспитания. Далее необходимо определить цель, маршрут, экспонаты, место экскурсии в учебной теме. Экскурсии проводятся как специалистами-экскурсоводами, учителем, так и самими школьниками.

Этнографическое изучение народного искусства. Этнографическое изучение народного искусства направлено на изучение образа жизни и культуры определенного этноса. Материал по народному искусству собирается «в народе». Индивидуально (или группами) дети сначала изучают культурную среду своего дома, родственников, а затем отправляются изучать и более удаленные места. При изучении любой территории желательно отыскать местных мастеров (вышивальщиц, гончаров, плотников и др.), изготовляющих для себя или по просьбе соседей. Важно проанализировать, есть ли в их изделиях фрагменты, отражающие особенности данной местности. Хорошо бы найти мастеров, украшающих дома, гончаров и токарей (иногда на местных базарах), которые изготовляют глиняную и деревянную игрушку и другие предметы. Вместе с тем, изучая народное искусство, можно обратиться к его всемирно известным центрам. В этом случае необходимо выбрать для изучения какой-либо художественный промысел, который в настоящее время существует в виде индивидуального творчества мастеров. Выбрав любой художественный промысел, нужно как можно подробнее познакомиться с ним (история, особенности, география размещения), осмотреть коллекции изделий в музеях и пр. После проделанной работы можно «поискать следы» данного промысла в районе своего проживания. [3]

Таким образом, изучение историко-культурного наследия родного края невозможно без взаимодействия учреждения образования с социумом как одним из связующих элементов настоящего и прошлого страны.

 

Информационный путеводитель "Наш край"

  • Автор: Сосновская Т.М.
  • Год: 2021